«Свобода ведет народ» Эжен Делакруа

 Самая узнаваемая картина французского художника впервые была выставлена на суд зрителей в 1831 году в рамках Парижского салона. Необычный стиль и художественные приемы, которые мастер использовал при написании картины, посвященной событиям Французской революции, имевшей место в 1830 году, произвели огромное впечатление. Однако по окончании выставки правительство поспешно решило отдать полотно автору обратно. Во времена революции в 1848 году картина вновь была выставлена на обозрение публики в Люксембургском дворце. И снова после выставки вернулась к автору.

И только после демонстрации на Всемирной выставке в Париже в 1855 году, картина была перемещена в один из залов Лувра, где и находится по сей день. Искусствоведы считают эту картину лучшим произведением французского романтизма, которое показывает вечное стремление народа к борьбе за свои права и свободу.

Итак, «Свобода ведет народ». На картине изображение огромного города, чей величественный силуэт исчезает в пороховой дымке. На заднем плане едва угадываются шпили Собора Парижской Богоматери, который является символом исторической памяти, культуры и духа народа Франции. Издалека, из дымного марева города появляются повстанцы, которые идут по мертвым телам своих собратьев. Они знают, что в любой момент они могут погибнуть за свою свободу, однако идут вперед, не смотря ни на что.

Именно этот стремительный порывистый дух свободы воплощен в образе полуобнаженной молодой женщины, которая изображена на переднем плане. Одеяние ее напоминает древнегреческий хитон и делает ее похожей на древнегреческую богиню Нику – победительницу, которая своей страстностью, порывистостью ведет повстанцев вперед. Ее идеальное точеное лицо смотрит на повстанцев, одной рукой она размахивает флагом Франции, а другой сжимает ружье. Даже головной убор женщины очень символичен: фригийский колпак издревле считается символом избавления от рабских оков.

Несмотря на то, что перед нами почти богиня, вместе с тем, это реальная земная женщина, истинная дочь своего народа. Это единственное светлое пятно на картине, от нее будто расходятся светлые лучи в разные стороны, которые придают уверенности и сил, вдохновляют на победу. Этому замыслу подчинены и фигуры поблизости. Молодой мальчишка рядом с фигурой женщины размахивает пистолетами, он полон энтузиазма и решимости идти до конца. Он с большой радостью воспринимает идею, провозглашающую свободу, равенство и братство.

Образ Свободы художник писал с конкретной женщины – известной революционерки Анны-Шарлотты, обыкновенной прачки, вышедшей на городские баррикады после того, как убили ее родного брата. Бесстрашная женщина встала во главе повстанцев и даже убила нескольких гварцейцев. По замыслу художника-романтика обнаженная грудь Свободы символизировала бесстрашие и самоотверженность. Более того, нагая грудь стала символом торжествующей демократии: то есть Свобода подобно простолюдинке не нуждается в тесных корсетах.

Полотно полно символов и необычных образов. Кроме вышеописанных моментов следует обратить внимание на фигуру в черном цилиндре. Искусствоведы считают его обобщенным образом буржуазии, более того это автопортрет самого мастера. Фигура мужчины в берете является символом рабочего класса, а фигура с двууголкой на голове – символ интеллигенции. Под ногами женщины изображен труп молодого мужчины, который был раздет мародерами. Это образ брата Анны-Шарлотты, после убийства которого, она и вынуждена была выйти на баррикады.

Теме французской революции посвящено много картин самых разных художников, однако по силе воздействия именно картина Делакруа стала самым запоминающимся полотном.

Подписаться на рассылку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

четыре × 2 =

Авторизация
*
*

Регистрация
*
*
*

пять × 1 =

Генерация пароля