Синдром Шурочки из «служебного романа»

Наверное, нет в нашей стране человека, который хотя бы раз не посмотрел старый советский фильм «Служебный роман». Есть в нём одна героиня, Шурочка, председатель месткома, которая только и делает, что собирает деньги то на юбилей, то на похороны…бесконечная череда событий, требующих денег.
С момента выхода фильма на экраны прошло более 40 лет. В стране за это время произошли колоссальные изменения. А тема систематических поборов на работе до сих пор актуальна. Эта традиция оказалась на удивление живучей, пережив даже смену государственного режима.

Раве что Шурочка собирала по 50 копеек, а сегодня добровольно-принудительный взнос достигает порой 500 рублей. И так несколько раз в месяц. Интересно то, что тех, кто собирает деньги, обычно тихо ненавидят, как пресловутую Шурочку из фильма, но вслух никто не возмущается. Все покорно несут деньги в общую кассу. Почему так происходит? Ведь это личные, заработанные собственным трудом деньги, которыми каждый волен распоряжаться по своему усмотрению. Почему так трудно противостоять давлению и отказаться от участия в сборе средств?


Главная причина в том, что человек не хочет отделяться от коллектива, боится косых взглядов, осуждения и перешёптываний за спиной. Его можно понять. Сегодня во многих компаниях широко используются пришедшие к нам из западной культуры термины «корпоративная этика» и «командный дух». Не вникая в суть этих понятий, руководители и их помощники эксплуатируют эти термины, в том числе для самых разных поборов. Служащие, естественно, должны соблюдать существующие в компании правила. Но, если разобраться, сбор денег на личные праздники, не попадает под определение корпоративной этики или к командного духа. Личное должно оставаться личным. Оно не имеет никакого отношения к работе.

Корпоративная этика определяется как некий свод правил поведения, в первую очередь нравственного и морального характера, которые помогают регулировать отношения и находить взаимопонимание между работниками внутри коллектива, а также влияют на взаимодействие с другими организациями. Их главная цель заключается в повышении эффективности деятельности компании. Деньги, собранные работниками ко дню рождения главного бухгалтера никак не могут повысить эту самую эффективность, не правда ли?


То же самое можно сказать и про командный дух. Да, это единство всего коллектива. Но, опять же, это единство профессионалов, которые преданы общему делу. Это команда единомышленников, стремящихся общими усилиями достичь наилучших результатов в своей деятельности. Чей-либо юбилей или прибавление в семье никак не может способствовать более эффективному труду.
Конечно же, проведение каких-то совместных увеселительных мероприятий может способствовать сплочению коллектива, повышению командного духа. Но хорошо, если это праздник по поводу успешного завершения проекта или досрочной сдачи объекта, например.

 


Многие сотрудники всё это понимают, но по упомянутым причинам не решаются высказываться по этому поводу. «Все сдают, а я что хуже других?» — думают они. Лучший выход из создавшейся ситуации поставить данный вопрос на всеобщее обсуждение. К этому надо заранее тщательно подготовиться, продумать все детали. Высказаться надо на общем собрании и вызвать коллектив на обсуждение. Часто после подобных дискуссий значительно сокращается список поводов для всеобщих вложений средств. Есть примеры, когда после таких обсуждений от этой нелепой традиции отказывались совсем. Можно заранее подсчитать всю сумму денег, которая была сдана в течение года. Это может быть довольно внушительная сумма, достигающая порой 20000 или даже 30000 рублей. Когда человек отдаёт деньги не большими суммами, он не настолько остро чувствует потерю. Когда же он видит сумму с пятью нулями, потеря ощущается острее. На эти деньги можно сделать отличный подарок себе любимому в собственный день рождения. Впрочем, можно найти им другое достойное применение. А если сравнить данную сумму денег с той, которая была преподнесена в конверте в собственный юбилей, то вся бессмысленность этой традиции становится очевидна. Ещё хуже, если человеку приходится накрыть стол, потому что так заведено. В таком случае, виновник торжества, по сути, остаётся ни с чем. А если ему подарили какую-либо совершенно не нужную вещь?


Вот почему этот вопрос нужно поднимать. Но далеко не каждый на это отважится. Если человеку не хватает решимости выступить с предложением отказаться от сборов денег в присутствии всего коллектива, он может лично уведомить ответственного за сбор средств, что он не будет в этом принимать участие и что его тоже не надо ни с чем поздравлять. При этом нет необходимости объяснять причину отказа, просто поставить в известность и всё. Если человек прекрасно выполняет свои обязанности, его не посмеют осуждать. Он ценный работник.


В конечном итоге, на работу люди ходят работать и зарабатывать. Человек в праве сам решать, где и как работать и на что тратить заработанное.

0

 

 

 

Автор публикации

не в сети 4 часа

Intellectyal

14,8
Комментарии: 0Публикации: 1093Регистрация: 27-09-2020

Ответить

Авторизация
*
*

Регистрация
*
*
*
*

Генерация пароля
Открыть чат