Развитие русского искусства 17–18 вв.

Для всех любителей истории чрезвычайно интересен спор о том, были ли петровские реформы результатом длительного естественного развития России, или как часто говорят, Пётр «вставил России новое искусственное сердце». 

В культуре явления, предшествующие Петровским преобразованиям, начались за век до рождения нового царя.

В живописи Русь, а затем и Россия, как и все православные страны, была преемницей (зачастую подражательницей) Византии. И здесь нужно заметить следующее. 

oW VceqTrObsO3QUpKUKPrCNFgWR GJ5h47q6t4M5HQnaXDhWsg7WG8VMiCZo3axLzbGiFYoFpFDCrtS1RCcE8hN6eyNveHYE QLF1vJw0kHLzBEBwnQgc1ruVqZ33zuQ IW1LAh
Византия. Средневековье

В отличие от Западной Европы, где средневековое искусство появилось, по сути, уже в племенах варваров, живших в европейских владениях Рима, и где плохую анатомию и упрощённый пейзаж часто связывают с «забвением римского наследия», в Византии наследие античности никогда и не забывалось. 

И, более того, византийское искусство куда ценнее современного ему европейского Средневековья, которое мастера Возрождения и культурой – то не считали. Отказ от проработки фона и анатомии в Византии – явление осмысленное и добровольное. 

tLrRQxrvygEFC1jV76Yl14ppthKVqMynDI8oK
Богоматерь. Византия. Примерно XIV век.

Дело в том, что, согласно церковным догматам, необходимо было отказаться от всего телесного, а как следствие – упрощение, уплощение и декоративизм в изображении тела на византийских иконах, а фон был и не нужен, ведь художник изображал не повседневную жизнь, а небо, и персонажами часто были существа бестелесные. 

Это на время прервало античную традицию воспевания тела. В России традиция отказа от реалистического искусства были настолько сильны, что оно презрительно называлось «фряжской живописью» и запрещалось. За подобные картины можно было даже попасть в Сибирь. Тем не менее со времён Ивана Грозного иконопись меняется, появляются портреты светских деятелей в стиле икон, и в первую очередь, портрет самого царя, ныне хранящийся в Соборе Василия Блаженного в Москве. 

swUoO7ZgVpFL2K83jGPrmiNqEgnPbwLxc VVpfbkG yiVM N06EFPy nZ8I8ESyBqP4si6cb9cZJiPMBZ 4fdiieA9Y39LPNQWL6tvRpn 9C9LtBcEiYqV NuefeSJTTlzSUETTC
Икона фряжской живописи 

Портреты называли «парсунами». Известна даже парсуна Ермака, а также менее совершенная парсуна Скопина – Шуйского (деятеля Первого ополчения времён Смуты). А вот парсуна царя Алексея Михайловича куда более правдоподобна. Конечно же, по своему художественному качеству парсуны сильно уступают, например, ван Дейку, но это было уже что-то. 

Однако, когда Пётр пришёл к власти и разрешил светское искусство окончательно, он привёз и мастеров из Европы, которые учили новое поколение художников. В восемнадцатом веке живопись, как и архитектура, проходит весь путь европейского искусства от Возрождения до рококо за один век. Появляются первые русские громкие имена — Вишняков, Левицкий, Рокотов. 

DVwiFJv
Вишняков. Портрет императрицы Елизаветы Петровны

Своя традиция должна была сформироваться позднее. Русская культура в те времена (от Петра до Екатерины Второй) была вообще совершенно непривычна для современного зрителя и читателя, привыкшего к Перову и Некрасову. Власть и дворянство художники и писатели того времени любили, создавали парадные портреты царей и цариц, а поэты слагали оды, считая властителей великими благодетелями. 

 

fmomfjTHBW2tBfnOUB0YhbBhl302QKdD yd8mJJS2RT5F 9cQjjt8xIBdNT6pXEbRBPgTbIperHSshcinsn45GdhiK1yTIIaybK6FzVc1ihTvlAN2nXIlVAoB0a AyvOeQisfgMh
Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском народном костюме 

У Аргунова впервые появляется робкий портрет крестьянки, и только Венецианов решается впервые изображать жизнь простых людей.

В литературе во времена Алексея Михайловича уже происходили изменения, но не столь кардинальные. Появляется сознательный художественный вымысел. Надо понимать, что былины по определению вымыслом, и тем более фантастикой, не считаются, так как люди действительно в них верили, не выдумывая ничего специально, но в «Шемякином суде» уже есть элемент настоящего творческого вымысла. 

zW6ULU Sb U9ftbJ44EHVpGp3WVSRY14TcjiJ g77vVXdtvbvpi3P6H UnVe5see9RQLCIgFrdENQteoDIjkVQPTG5OlvKe1Fq79JFJkNuF czDiul 8n8 C7acjoKHv5 aCodhz
Левицкий. Портрет Екатерины Нелидовой 

Появляются сочинения образованных людей, пытающихся изменить нравы своего времени (Ордин – Нащокин). Творит первый русский профессиональный поэт Симеон Полоцкий. Но всё же, настоящая русская литература началась во времена Петра с творчества Ломоносова. Подобно западным учёным восемнадцатого века он воспевал науку, сохраняя самую искреннюю веру в Бога. Он удивлялся малоизученным явлениям (горящей поверхности солнца, северному сиянию), и прославлял Бога за это. 

При этом язык его произведений, в согласии с веяниями времени возвышен, и для современного читателя совершенно непонятен. Гомер ведь тоже писал «Одиссею» возвышенным для своего языка стихом. Следуя этой традиции, оды и поэмы писали по-старославянски, имитируя высокий греческий слог, а басни – сниженным и простым языком (как у Крылова). 

UyVr35JUuFWcXA3V I7UPqutQgbnFeB4m4xSDWnHBeJn DpwGOtuAX4lURbjmK6UflPUhADEJBkbZIqKcGTOWf48XdVj5GQsJZRQ49cmWI8OGIT4 9mGOc978u lcOdw32mnZo92
Левицкий. Екатерина II — законодательница в храме богини Правосудия

Первое русское эпическое произведение «Россияда» было написано поэтом Херасковым для поддержания авторитета новой, европеизированной России. В те времена считали, что эпическая поэма должна быть у каждой нации, претендующей на образованность и культурность. Но всё же, все произведения Хераскова, Кантемира и прочих сегодня благополучно забыты, так как читать их просто невозможно. Державин в конце века расшатывает канон, Грибоедов – разносит в пух и прах.

tqEBShzN3VS8TPJ aHqNBVRC3I9wOJH31g8S3CyOYNOsIGyWwvqzwEKVntUdjkog0rY Zg ZYrLcI9BgWiEKG0C717WhopWHCR 2Msf7r46Nz2IrgGi6Yzg3Ak8a2jsa8ZdVF2cK
Рокотов. Коронационный портрет Екатерины II

XVII век – время самого яркого расцвета настоящей русской национальной самобытной архитектуры. Появляется множество светских зданий (терема, хоромы). Даже церквям всё чаще придают черты славянского традиционного веселья и многоцветья, нарушая тем самым прежние каноны (Собор Василия Блаженного). К концу семнадцатого – началу восемнадцатого века в России появляются классические ордера, украшавшие традиционные красные стены русских дворцов и церквей. С началом петровских преобразований классические черты архитектуры окончательно вытесняют узорочье.

1Q 2 ElPWBvIXQ2mWRhTsI0v2IQI74FgHJMufZqa8Ys 4ufRs73ix5hzqISAa n5jcZlNwbiuXxeF yIpBZSWjZJRYaVgX zfDaB4FSXf5ZvJ9 OE1EgZldQNs0updrMALNplwk
Боровиковский. Портрет Лопухиной 

Интерес к русской народной культуре возродится лишь в девятнадцатом веке, когда русская архитектура и костюм будут в обиходе лишь у крестьян. К тому времени уже будут открыты национальные пути в русской живописи, будет создано понятие о красоте русского пейзажа и русский литературный язык. 

NlGWhj2mlbO M8pFlDber9HyJFbL25 T JP31kMtucv Lrp88JVDNdK9hrOJayflqvsIDbl4uiq2iTnP1stv dtN1H7M
Яковлев. Портрет Е. Н. Волоцкой

Русское искусство сориентировалось в новых условиях, и приобрело то лицо, которое мы знаем сегодня. И уже мало кто помнит о тех первых шагах новой культуры, которая только ждала признания и открывала для себя всё в первый раз.

0

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *