Объединение «Мир искусства» : театр, иллюстрация и гениальная живопись

Живопись «Мира искусства» — яркое явление в искусстве Российской империи. В конце девятнадцатого века самые разные художники объединились на базе одноимённого журнала. Многие из них были представителями стиля модерн. Среди художников «Мира искусства» — множество громких имён. В группу входили Леон Бакст, Иван Билибин, Васнецов, Сомов и Бенуа.

Особенности стиля «Мира искусства»

Художники следовали передовым принципам, однако их взгляд был обращён назад, в прошлое. Древняя Русь, итальянский театр, сцены из придворной жизни королей – вот основные темы их творчества. Важной деталью идеологии «Мира искусства» была идея о том, что красота необязательно должна быть полезной. Не нужно примешивать к ней высокие нравственные идеи, она прекрасна сама по себе. Так размышляли художники. Но, в отличие от циников мира авангарда, они не попирали нормы общества.
STf9FlxT79LWfz0SHkYAUzpu5f6cuZWIKQX3T9YhGYj WEIyq7HPRMAbfATZtVO 1LohKa0eH 6CXjf2DwUkJkvr8RNWc9iTqAOzaSR HvUbYT7yloAHS6yNhjIdF9aS5QFKNYPp
Нестеров. Портрет дочери

Работа для театра

Принцип синтеза искусств во времена «мирискуссников» породил живопись, связанную с искусством театра. Театральность и манерность на их картинах создавали атмосферу феерического представления. Они не только вдохновлялись театром, но и оформляли спектакли. Многие из живописцев того времени выступили как реформаторы театра и создатели смелых декораций и костюмов. У них было много работы, ведь именно в этот период началась славная история балета «Русских сезонов». Особенно известны театральные костюмы Леона Бакста. Бакст был увлечён романтикой Востока и стал ярким представителем русского ориентализма. Его костюмы отличаются богатством орнамента и эффектами, усиливающими динамику поз.
TwJDG1Jp8E2byU4BQb60Vp1FDl Bf4K2z HJMcd7yNQehU0BXNWbr1r890DLhJwYUQPA EtIZx Kj JO31k9q0EHD1lKLP7y T2q3XcJBneDnlLAxxadSECOuHdFhmtJxh Ifhjb
Бакст. Ливень 1906

Иллюстрации

Не менее важной была работа объединения над детскими иллюстрациями к сказкам Пушкина и к народным сказкам. Владимир Конашевич, один из ведущих иллюстраторов, уже в советское время подвергался нещадной критике. По словам автора статьи «О художниках — пачкунах», этот художник нисколько не заботился о читателях.
HFmD5tQ2ufmgdIzD R5mdKFSlbGCReNzKRbaU Knba1CvdUb5 HWxeSI2WUvSN6 jnz32D3hj19gJCgCaSb9 zA59TLeN0ErLX4uhHt3VT IF3W2nyaaGV4KSPZApBzqDdfwTIZn
Несколько иллюстраций Конашевича На деле же вклад В. Конашевича в русскую иллюстрацию именно в том, что он первый создал книгу, которая была дружественной для ребёнка. В его иллюстрациях не было высокомерного тона взрослого, который считает, что ребёнок достоин лишь поучения и сурового наказания. И, хотя в те времена художники ещё не знали основ детской психологии, которая объясняет, что дети воспринимают лишь яркие цвета и крупные простые силуэты, но сам дух этих иллюстраций был уже детским.
BPbCk5FXBew7Dh0cUZS6ofUtngH6G269lyLSiqDQCxVQeVY0aTDcL3kLkX2QgfoE6YRyTDnlK6FVkWqcGXiAtHZq37pjjx7WBo
Не менее важную роль в детской иллюстрации сыграл акварелист Билибин. На его картинах можно увидеть соединение древнерусских и восточных принципов. Это особенно заметно, если сравнить картину Хокусая «Большая волна в Канагаве» и иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» Билибина. В своих картинах Иван Билибин использует японский принцип плоскостной формы. В его акварелях почти нет светотени, силуэты ограничены чёрной лёгкой линией контура. Каждая работа обрамлена неповторимым авторским узором. Рамка ещё больше усиливает ощущение от изображённого на картине. Билибин был одним из первооткрывателей Древней Руси и её искусства для привыкших к западной культуре дворян. С особой тщательностью художник изучал богатство русского национального стиля. Он часто участвовал в экспедициях по русским деревням. Но всё же, лавры создателя отечественной иллюстрации Билибину пришлось делить с не столь известной, но чрезвычайно талантливой Еленой Поленовой. Она была сестрой знаменитого передвижника. В их семье искусство было важной частью воспитания, и неудивительно, что она тоже стала художницей. Она иллюстрировала сказки, такие как «Война грибов», но много работала и в области «не прикладной» живописи модерна. Мир детских фантазий был для неё подлинным источником вдохновения.
IoOMw6DxtPxI372udoshfPax2yMuVlsWXwLYulG h zr RrBsngMI7eFCa5KezEhJFfni4fJ0dMw7nSzPmlx8rzpHMT2qXgoS61naAlI8rhKtjFD0YXi3TKVnD0 T 4wLaDJps F
Бенуа. Прогулка короля
UY04QhCe9jJwvfU6NmiEkKajI6QPYJzJR sl5BL6XbT2LSXAcxGacrqrKw3jAYbqdN fo4ekr6Uh9wVYX5tEqsueC QaJz5RcSipFOaEOhr1NODcLcfodU20 2hUeT74CCAvvet5
Константин Сомов

Васнецов и его русский стиль

Модерн во всех странах искал национальные корни. В Европе в это время снова получила признание готика. В Индии распространился стиль, смешивающий элементы архитектуры Великих Моголов с колониальной архитектурой. Именно поэтому поиск национального увлекал русских художников. Трудно поверить, но Виктора Васнецова долгое время презирали коллеги. Его картины называли чуть ли не народным лубком. Однако, если задуматься над образами его работ, можно понять, насколько они гениальны. К примеру, картина «Три богатыря». Кроме исторической достоверности деталей, в ней есть определённый героический посыл. Так, над полем вдалеке, где пали русские богатыри, летают не вороны, а орлы – птицы, достойные героев. В картине «Алёнушка» показана драма, обставленная в традиционных русских декорациях. Тёмный омут, грустно склонённая фигура девочки – всё это создаёт знакомый с детства фантастический образ. Полотна Васнецова сегодня известны практически каждому, и без них уже невозможно представить русское искусство.
egz5CNz4GHpOSDF0FPFLhFi4
Богатыри

История объединения, преобразование и раскол

Объединение существовало в неизменном виде с 1898 – го по 1904 год, затем ненадолго исчезло и было возрождено в 1910 –м. После реорганизации в неё вошли художники самых разных направлений. Ещё большую стилевую пестроту объединение приобрело в двадцатые годы, когда модерн перестал быть единственной основой объединения. Окончательно история «Мира искусства» закончилась после Революции в России в 1924 году. В последние несколько лет деятели объединения жили и работали в эмиграции.
fyhTmGEi wKCL XEt55lNKuTVPw8DaoGpgAo7QOv0ojLlhyHmU9X lN5L 3meD0lyX pq1TCZpfRhDH5Ed0
Купчихи. Кустодиев «Мир искусства» сыграл свою роль в отечественной истории. Сегодня россиянам фактически вернули Серебряный век, а вместе с ним начали вспоминать и имена деятелей модерна, которые заслуживают того, чтобы их наследие изучали и помнили потомки.
0

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *